Бабушкин Андрей Владимирович

Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (руководитель постоянной комиссии по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы)

stenlilimited@bk.ru 8 (901) 519-62-40
22 декабря 2018, 11:04 нет комментариев

Рекомендации Совета при Президенте по по соблюдению прав человека в тюрьме (1)

Поделиться

На сайте Совета опубликованы рекомендации СПЧ по соблюдению прав человека в тюремной системе.

Рекомендации почти не претерпели изменений по сравнению с текстом, подготовленным мною по итогам заседания СПЧ 19 декабря 2018 года и дополненным  членами и экспертами СПЧ.

Правда формулировка «внести изменения» была заменена на «проработать вопрос о внесении изменений».

Не знаю, изберут ли меня председателем ПК-10 (постоянная комиссия по содействию ОНК и пенитенциарной реформе), однако даже в качестве члена Совета я намерен, чтобы не реже раза в 6-9 месяцев проводились совещания, с одной стороны, по контролю за выполнением рекомендаций, с другой стороны – по их дополнению.       

РЕКОМЕНДАЦИИ
64-го специального (126-го) заседания
Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека
на тему «Открытость и законность – главные гарантии
уважения человеческого достоинства
в учреждениях уголовно-исполнительной системы».

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) провел 19 сентября 2018 г. свое 64-е специальное заседание, посвященное вопросам соблюдения принципов открытости и законности в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В заседании приняли участие представители руководства Минюста России, Федеральной службы исполнения наказаний, Генеральной прокуратуры России, иных органов государственной власти, члены общественных наблюдательных комиссий, представители правозащитных некоммерческих организаций, эксперты, журналисты.

По результатам состоявшегося обсуждения Совет констатирует следующее.

В последнее время в средствах массовой информации и социальных сетях участились сообщения о случаях насилия и бесчеловечного обращения в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее – УИС). Широкий общественный резонанс вызвала видеозапись издевательств, чинимых сотрудниками ФКУ ИК № 1 УФСИН России по Ярославской области. Несмотря на то, что осужденный, подвергшийся издевательствам, неоднократно обращался по этому поводу в органы прокуратуры и следствия, уголовное дело было возбуждено лишь после того, как видеозапись стала достоянием гласности. Этот пример ярко иллюстрирует, что открытость деятельности, соблюдение законности и прав человека являются неотъемлемыми и важнейшими гарантиями эффективности УИС, доверия к ней со стороны общества.

Реализация Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р, с внесенными в нее в 2013-2017 годах изменениями, позволила обеспечить определенные позитивные сдвиги в плане соблюдения и защиты прав человека в местах принудительного содержания. Численность подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях УИС, снизилась с 702 тыс. в 2012 г. до 568 тыс. в 2018 г. Но, несмотря на снижение численности тюремного населения в России, этот показатель по-прежнему остается избыточным. Так, по пенитенциарному индексу (количество заключенных на 100 тыс. жителей) Россия находится на 14 месте в мире и на 1 месте в Европе. Для сравнения, в Германии и во Франции, суммарное количество жителей которых примерно равно численности жителей России, совокупное тюремное население не превышает 130 тыс. человек. Тюремное население Российской Империи при численности населения страны в 170 млн. человек никогда не превышало 180 тыс. чел.

Это обусловлено не столько частотой назначения наказания в виде лишения свободы, сколько его сроками. Лишь 24% осужденных назначен срок наказания до 3 лет лишения свободы, основная часть отбывает сроки 3-5 лет (23%) или 5-10 лет (35%), а 18% - свыше 10 лет лишения свободы. Для сравнения, срок лишения свободы менее 3 лет в странах Совета Европы отбывает в среднем 40% заключенных (из них в среднем 13% отбывают срок менее 1 года), срок от 3 до 5 лет – 17,8% заключенных, срок от 5 до 10 лет – 20,5% .

Издержки такого подхода к наказаниям высоки. Во-первых, большая часть из 568 тыс. заключенных, в основном людей трудоспособного возраста, оказываются исключенными из производительного труда в условиях неблагоприятных демографических тенденций. Во-вторых, длительная изоляция осужденных от общества не только не способствует предупреждению новых преступлений, а, напротив, обусловливает высокий риск рецидива. В современном мире длительное выключение человека из быстро меняющегося общества существенно снижает возможности его полноценного возвращения к нормальной жизни, приводит к его отчуждению от общества и его институтов. В-третьих, длительные сроки наказания становятся психологическим, социальным и экономическим испытанием для членов семей осужденных.

Чрезмерное число заключенных во многом обусловлено особенностями действующего уголовного закона, который криминализирует малозначительные и неопасные деяния, дает возможность применять уголовно-правовые меры для разрешения гражданско-правовых споров, устанавливает неоправданно жесткие наказания за ненасильственные преступления.

По мнению Совета, успешное реформирование УИС в нашей стране возможно только при существенном сокращении численности заключенных. При этом такое сокращение имеет смысл в том случае, если в обозримом будущем это не повлечет сокращения численности сотрудников УИС и снижения ее финансирования. В свою очередь, сокращение численности заключенных может быть достигнуто путем более систематического применения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации института амнистии, существенного расширения практики помилования (в 2014 г., например, было помиловано всего 2 человека, тогда как в 2000 г. – 12 836 человек), а также исключения случаев взятия под стражу подозреваемых и обвиняемых в случаях, когда возможно применение других мер пресечения.
В числе позитивных сдвигов последних лет следует отметить уменьшение жалоб на качество оказания медицинской помощи в учреждениях УИС. В каждом учреждении создан круглосуточный фельдшерский пост, несмотря на удельный и абсолютный рост количества ВИЧ-инфицированных осужденных, существенно снизилась смертность в учреждениях УИС.

Смертность в учреждениях УИС достигла своего максимума в 4 770 человек в 2010 году, и с тех пор ежегодно снижается. Так, в 2014 году в учреждениях УИС умерло 4 097 человек. Показатель детской смертности в учреждениях ФСИН России составил 6 детей на 1000 человек (в гражданском здравоохранении – 8 на 1000). На первом месте среди причин смертности - сердечно-сосудистые заболевания (23,5% умерших), на втором - иные заболевания (22,4%), на третьем - ВИЧ (19,4%), на четвертом - травмы и отравления (16,2%), на пятом – онкологические заболевания (10,9%), на шестом – туберкулез (7,7%). Одной из причин снижения смертности стало принятие ФСИН России предложения правозащитников о том, чтобы начинать проведение ВААРТ при снижении иммунного статуса ВИЧ-инфицированного до 500 единиц.

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Страхование заключённых


Страхование от несчастных случаев


Страхование от заболевания туберкулезом

Опрос

Мнение

Почему я занимаюсь правозащитой и общественным контролем в тюрьмах?

Бабушкин Андрей Владимирович

Бабушкин Андрей Владимирович

Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, член ОНК Москвы

Меня лично задевает и беспокоит ситуация, когда в тюрьмах оказываются невиновные  люди или когда эти люди виновны, но  с ними  происходит нечто, в результате чего они будут хуже и опаснее, а не лучше и честнее. Люди ожидают  от меня помощи, при этом они возлагают на меня последнюю надежду на справедливость. Я убежден, что если человеку вовремя прийти на помощь, он  также поможет другим.
Подать обращение

Проверить статус обращения

  • Подано 3474 обращения
  • Обработано 1053 обращения
  • В РФ работают 724 члена ОНК
  • 79 ОНК работают в РФ